Lev (lev_m) wrote,
Lev
lev_m

Три дня без интернета, телефона и алкоголя. Иордания, день второй.

(День первый, день третий)

22 января, пятница.

"После завтрака отправляемся на экскурсию в Петру, где проводим целый день". Так было сказано в программке - и это действительно было так. Мы вошли в Петру в половине девятого, вышли в пять вечера - уже начинало темнеть. Пока приехали обратно к гостинице, стемнело. И мы только-только успели за это время пройти основной маршрут, не слишком отвлекаясь по сторонам. Так что не разменивайтесь на "однодневные туры", дорогие товарищи. Отметиться успеете, а увидеть - довольно мало.

Еще немножко туристической информации для туристов (совсем чуть - ведь наш отчет, как водится, лишь "заметки на память", и фотки - затем же). Петра - древний город. Современный поселок, расположенный у входа в "комплекс Петры", называется Вади Мусса ("Ущелье Моисея"). Вот здесь - описание на иорданском сайте (по-русски), а вообще информации в сети полно. Начальные сведения можно почерпнуть в Википедии. Вот рассказ о прошлогодней поездке с той же фирмой. Нашу группу вел сам igor_torick, а организовывала MLL - в результате существенную часть веселой компании составили архитекторы. Что вносило определенный колорит. Вот вам (и мне на память) еще пара-тройка ссылок, чтоб лучше представлять особенности профессиональной охоты: раз и два и три. А здесь - содержание подробного отчета о прошлогоднем иорданском путешествии от oumnique (там, кстати, можно найти некоторые сведения о специфике поездки "в индивидуальном режиме").

Вообще идея поехать в своей теплой компании и снять тем некоторую часть минусов, присущих "огранизованному путешествию", лежит, казалось бы, на поверхности. Но попробуйте организовать этих замечательных людей, скрутить, связать и усадить в нужное время в нужный автобус! Я бы не взялся. Еще раз - Ира, огромный респект и спасибо!

Возращаемся на тропу экскурсии. Мы топчемся у входа в Петру некоторое время, пока наш друг Мухамед (настоящее имя, возможно, хранится в редакции) разбирается с билетами и прочими организационными моментами (от которых мы - свободные организованные пташки - на время этой поездки избавлены). Любуемся портретами членов королевской династии, лениво разглядываем сувениры, потому как все еще впереди... Тронулись!

Была тропа чиста и почти пуста - очень вовремя вышли, чуть позже движение увеличилось существенно. Но и сейчас видна структура процесса - вот характерная туристическая молекула на картинке:

Атом в куфие - гид. В камуфляже - охранник (полицейский, мирный атом). В пестром - туристы.

Приезжают джигиты на горячих арабских скакунах, предлагают прокатиться. Как выяснилось, весь маршрут разбит на участки и обслуживается разными видами транспорта. В наличии верховые лошади, верблюды и ослы, а также таратайки с кучером. Ни один вид транспорта не покрывает маршрут от начала и до конца. И у каждого - своя цена (и свои приколы).

Через некоторое время входим в ущелье - называется "Sic transit gloria mundi" (шутка, на самом деле просто Сик). Оно прекрасно. Есть и у нас всякие замечательные места на ту же тему, но это ущелье, по-моему, на твердую пятерку.

Выплывают симпатичные чудища. С одной стороны - вроде как рыба

а с другой - натуральный слон

Это наша замечательная группа. Ну, про дисциплину все понятно.

А вот это уже не наша группа, это скульптурная группа, вернее, то, что от нее осталось - когда-то это был поводырь с караваном верблюдов.

А еще - обратите внимание - вдоль обеих стен (язык не поворачивается назвать их склонами, уклон местами вовсе отрицательный, а высота, говорят, метров до 80) идет по акведуку. Эти ребята умели обращаться с водой.

"Эти ребята" - набатейцы. Вы, небось, о них уже все знаете. А я так в первый раз услышал внятное и правдоподобное объяснение, как и почему возникло и исчезло это странное и необычное государство. Спасибо Игорю.

В двух словах история такая (кто знает, пропускает). Более-менее "всегда" здесь проходил путь караванов с благовониями и пряностями - из Аравии к средиземноморскому побережью. Занимались этим отхожим промыслом ребята, которых мы теперь называем бедуинами. Понятно, что нужны были вдоль дороги всякие там караван-сараи на три и более звездочек, и что было немало охотников поживиться на халяву, которых надо было гонять и не пущать. Так что какие-никакие придорожные полустанки возникали там и сям. Качественный скачок произошел, когда римляне победили в Пунических войнах ("Карфаген должен быть разрушен" - это оно). Римлянам, по сути, больше некого было особо бояться, естественно, они начали разлагаться. Резко возрос спрос на пряности и благовония, соответственно, поставщики тоже разбогатели и решили вкладывать в недвижимость. Тонкая цепочка доставки превратилась в цепь городов - а поскольку условия были довольно необычными (пустыня, попросту говоря), то и технологии потребовались передовые по тому времени (сбор воды, орошение и т.п.). Кой-чего перенимали у римлян, и до определенного момента были их союзниками (Википедия утверждает: "набатейские войска выступали в качестве союзников Рима при осаде Титом Иерусалима" - не забудем, не простим). Но пришел и их час - когда эти ребята слегка зажирели, "Траян ... присоединил Набатею к Риму, образовав на её территории провинцию Аравия (Arabia Petraea)".

Но мы отвлеклись, а тем временем группа уже почти у цели

Впереди в куфие и синей кепочке кто? Правильно.

И хотя все видели эту рамочку сто раз на разных картинках и фотографиях (не говоря уже о кино- телеэкранах), все равно впечатляет

И вот из этой узкой щели

мы вывалились к этой красоте. "Казна", аль-Хазна, "Сокровищница".

Тут еще один рыночек, продают разные интересные штучки - обратите внимание на парочку дивных сов

(признаюсь сразу - мы их не купили, жаба задавила, так унесли - в фотоаппарате). Восток, колорит, корабли пустыни

Продавцы и продавщицы всякой всячины шустро лопочут по-английски, по-французски и еще всяко.

Дальше мы двинулись по относительно ровному участку маршрута, глазея по сторонам и слушая объяснения. Немыслимые образования эротических форм и экзотических расцветок.

Театр.

Жилой массив (на самом деле от жилой части города мало что осталось - местами раскрошенные в чешую черепки). Кстати, бедуинов, живших в этой долине, отселили за границу заповедника - но предоставили им практически монополию в обслуживании туристов на территории Петры (из рассказов нашего гида).

Найдите Снусмумрика сову на этой картинке.

Служивый.

Вот эту красоту он охраняет.

Византийская церква с выразительными мозаиками.

За этим пиратом мы тайно следовали - он почему-то всегда оказывался возле соблазнительных кадров.

Вроде этого.

Так мы нечувствительно прогуляли часа три-четыре и приблизились к центру общепита и поворотной точке маршрута - приятная прогулка по долине на этом заканчивалась, дальше начинался подъем.

Нашим экипажем было принято одно правильное решение и одно - сомнительное. Правильно было отказаться от обеда (боюсь, после обеда мы на эту гору не влезли бы). Сомнительное - посадить часть экипажа на горячего арабского скакуна, который и должен был доставить ценный груз к верхней точке маршрута с условным названием "Монастырь".

Посадка прошла успешно, и мужественные всадники прогарцевали вверх по склону.

Безлошадные отправились пешком.

Виды захватывающие,

но склон крут. Впрочем, мы тоже. По дороге, как и внизу, полно мелких лавочек и просто ковриков с товаром (большинство сувениров, похоже, китайского производства).

Что такое? Почему наши всадники снова в ряду пехотинцев? Оказывается, их спешили, не доезжая где-то трети до верха. "Слезайте, граждане, приехали, конец", - говорят. "Тут буквально за углом". А мы-то удивлялись гуманной цене в 5 динаров!

А вот и "Монастырь" (понятно, что никакой это не монастырь, равно как и "Казна", что внизу, никакая не казна - все это, как и большинство здешних сооружений - мавзолеи и склепы).

Кстати, в комментариях к посту, на который я уже ссылался, серьезные люди обсуждают сравнительные достоинства Казны и Монастыря, интересно (а пока писалась эта часть отчета, появилось продолжение о "Монастыре").

Монастырь оказался не конечной точкой подъема - те, кто не поленился подняться еще чуток, смогли полюбоваться дивными видами и заодно поймать израильскую телефонную сеть, так что заголовок отчета правдив чуть менее (на два разговора) чем вполне - но художественная правда, как мы неоднократно договаривались, важнее.

Спуск, как водится, прошел шустрее, тем более что меня подбадривали воспоминания не то о сегодняшнем завтраке, не то о вчерашнем ужине. Внизу при ресторане ("Crown что-то") обнаружился самый шикарный туалет за всю поездку. Кстати, при туалетах обычно отирается человечек, всячески стимулирующий отстегивание чаевых - бумажку предлагает, крантик открыть норовит. Но в принципе большинство сортиров - бесплатные. Ну, а стиль и удобства самые разные. Скажем, в пограничном терминале было отмечено, что протиснуться вплотную к писуару может только довольно худенький мужик. И вдумчивыми исследователями был сделан вывод: либо иорданцы все такие худенькие, либо им не надо так уж вплотную протискиваться. Но я, кажется, отвлекся.

Обратно шли, не торопясь, досматривая, добирая впечатления. Опять сыпались предложения "Эх, прокачу!" - забавно, что пацанчик, который вез Наташку наверх, узнал ее и не постеснялся снова предложить свои услуги. "Ты ж меня бросил!" (она в какой-то момент обнаружила, что едет без провожатого) - "Ничего, осел дорогу знает". "Ты ж меня не довез!" - "Ослу там трудно подниматься с грузом". Не уговорил.

Возвращались тем же каньоном - освещение уже вполне вечернее. Но что удивительно - навстречу нам в броуновском движении продолжают двигаться туристические молекулы. Видимо, из тех самых однодневных туров. Что ж, кое-что они успеют увидеть в красивом закатном свете.

"Обелиски"

Конечно, посмотрели мы далеко не все. Но за день и не успеть. Для отчаянных любителей есть двух-трехдневные билеты. Есть и гостиницы, расположенные совсем рядом со входом - до нашей было минут семь езды.

Традиционный семейный портрет в экстерьере.

"Вечером ужинаем и вторую ночь проводим в той же гостинице" (из программы). После ужина вышли прогуляться. Пустынный город, женщин на улице не видно совсем. Полно парикмахерских (всем вспомнился уездный город Н.), там стригутся, бреются и красят волосы одни мужики. Магазины работают, продавцы дружелюбны. Зашли в аптеку, купили спецзаказанные таблетки с имбирем. Завтра домой.
Tags: travel, Иордания, Петра, фотки

• Сегодня - в желтом

1 2 3

• СЯУ

Ивлин Во. П. Г. Вудхаузу: поздравление и покаяние. Выступление на Би-би-си Оригинал был опубликован в 1961, перевод - в 2012, я прочел сегодня -…

• Новости спорта

А скажите мне, любители футбола (и нелюбителей с удовольствием выслушаю), как вы воспринимаете выражение "автор (победного) пенальти"? Мне вот на…