И вот натыкаюсь я у Городницкого на апокрифический рассказ, как литераторы ходили к Кирову за гвоздями для кооперативного дома. Рассказ к повествованию отношения не имеет никакого.
"...Хозяином кабинета оказался огромного роста еврей, одетый в гимнастерку и синие с красным кантом кавалерийские галифе, с пышными буденовскими усами, сидевший верхом на венском стуле за огромным письменным столом. Тут же, не дав им сказать ни слова, он начал кричать: "Ага, появились, голубчики! Это вы ходите и отрываете товарища Кирова от важных дел из-за всякой ерунды? Писатели, попутчики паршивые! Народ, не разгибая спин, трудится, чтобы построить светлое будущее, а вы только путаетесь под ногами и всем мешаете. Что вам надо? Гвозди? Вы что, совсем обнаглели? При чем тут записка от товарища Кирова? У нас для Турксиба нет гвоздей, для Сибири нет гвоздей, а для вашего писательского дома и подавно. Убирайтесь отсюда, пока я вас не приказал арестовать!" Писатели, испуганные и обескураженные, покинули кабинет. Последним уходил Стенич. Уже подойдя к двери, он неожиданно обернулся и негромко, но внятно спросил: "Для писательского дома у вас гвоздей нет. А Христа распять нашли гвоздики?" Грозный начальник побагровел, закрутился на стуле и, изрыгая что-то нечленораздельное, подписал наряд на гвозди..."
История, как указано, апокрифическая. Вспоминает о ней Александр Моисеевич, когда по ходу действия он оказывается в этом самом писательском доме. Можно было бы, наверное, обойтись, да уж очень, видимо, захотелось рассказать.
Гвозди нашлись, но осадок остался. Утешаюсь "Снежинкой", если кто не слышал, рекомендую.